26 мар. 2013 г.

Дети: кто, кому и чего должен.

Вопросы отношения к детям меня мало волновали, когда у меня их не было. Я знала, что детей надо любить, воспитывать, кормить и одевать. Как - не знала, но была уверена, что все узнаю, когда соберусь стать мамой. Собралась. Стала. И, как многие, поняла, что я ничего про детей не знаю. И никто не знает ничего конкретно про моего ребенка. Даже те, у кого уже есть дети. Даже те, у кого их много. Даже те, чьим ребенком была когда-то я.

И только спустя некоторое время - наверное, к полугодию старшего ребенка - я поняла простую, но на практике мало кем используемую истину: все дети разные. Просто и понятно, правда? Кто поспорит? Однако же в действительности, на словах и делах, ее оспаривают очень часто.

Я спокойно отношусь к советскому прошлому. Как к прошлому в целом - тому, что прошло, чего нельзя изменить и из чего нужно извлечь выводы для настоящего и будущего. Главный вывод, который сделала я - не может построить светлого будущего страна, где детей пытаются стандартизировать. Это приводит к стандартизации всех граждан, а это, в свою очередь, приводит к деградации государства - граждане все-таки живые люди, они в какой-то момент не хотят быть стандартными.

Мне кажется, при создании Советского Союза разработали и модель советского гражданина. Модель дискретную и абсолютно четкую - гражданин в каждый данный момент времени мог находиться только в одном из заданных состояний, а именно: младенец, дошкольник, младший школьник, старший школьник, выпускник, студент, работник, пенсионер. Переход из одного состояния в другое совершался строго поступательно и при наступлении конкретного возраста. Отклонения от заданного порядка считались недопустимыми и карались различными способами, при этом порядок всеми силами пытались восстановить.

Кроме того, каждому состоянию ставили в соответствие определенный набор характеристик, которым должен был обязательно соответствовать человек, находящийся в данный момент времени в этом состоянии. Все было продумано - как должен вести себя человек в различных ситуациях, с кем должен контактировать и как, что есть, что носить, как говорить, что думать и т.п.

При этом самое страшное, что данные модели были в большей степени негласными. Их внедряли не в виде законодательных актов, а в виде идей, сопутствующих идее светлого коммунистического будущего. Люди свято верили, что вот именно так правильно, а если не так, то неправильно. А если неправильно, то надо исправить.

Такой подход коснулся многих сфер человеческой жизни. Но, возвращаясь к теме заметки, хочу отметить, что больше всего пострадали самые беззащитные представители советских граждан - маленькие дети. В частности, младенцы.

Для младенцев тоже были прописаны правила поведения в советском обществе. Ровесники моих родителей до сих пор знают из на зубок и постоянно цитируют, как непреложную истину.

Во-первых, младенец совершенно не нуждался в присутствии матери. Он обязан был лежать в кроватки один и терпеливо ждать, когда придет время его покормить.

Во-вторых, младенец должен был есть в строго отведенное ему для этого время - не чаще, чем раз в 2,5-4 часа (в зависимости от возраста), а ночью он вообще не должен был хотеть есть как минимум 6 часов.

В-третих, младенец должен был молчать. Плач воспринимался, как плохое поведение, и за него дОлжно было младенца ругать.

В-четвертых, младенец должен был спать между кормлениями, а если вдруг проснется, то должен был быстро успокоиться, получив в рот соску-пустышку.

В-пятых, младенец должен был развиваться по строго определенному графику: головку держать в три месяца, сидеть в полгода, ходить в год, зубы должны появиться в полгода, к году должно быть 8 зубов и вырастать они должны были в строго определенном порядке.

В-шестых, к году младенец должен был уметь: обходиться без груди и грудного молока, без рук матери, ходить на горшок, есть ложкой взрослую пищу, говорить.

В-седьмых, восьмых, девятых и т.д. - младенец много чего был должен. К своему несчастью, ни один из младенцев не догадывался, что он уже столько всего задолжал обществу. Кто-то быстро смирялся с требованиями, кого-то приходилось долго ломать. Приучать. Дрессировать. Резко, да. Но по-другому это назвать сложно.

Советское общество решало свои задачи - унификация мыслей людей, их направленность к общей цели. Для этого люди должны быть воспитаны в одной системе. Семья в эту систему не вписывается - слишком большие различия даже у двух отдельно взятых семей. Поэтому семью из воспитания ребенка нужно исключить как можно раньше. С семьи нужно только спрашивать в том случае, если ребенок не отвечает тем или иным требованиям своего возраста, и заставлять принимать меры. Семья, то есть родители, превратились из субъектов взращивания, пестования нового человека в проводника воли государства. Их родовой и житейский опыт умело заменили моделями советского человека.

Последствия этих моделей мы ощущаем до сих пор. Мало кто из моих ровесниц был лишен советов мам и свекровей " не приучать к рукам", "не баловать", "не разрешать", "дать водички", "дать пустышку" и т.п. Мало кому посчастливилось попасть к участковому врачу, не закатывающему в ужасе глаза при сообщении, что Вашему ребенку уже(!) год,а Вы все еще кормите его грудью. От всех мы слышим, что наш ребенок должен то, должен это, тогда-то и тогда-то, не позже, но и не раньше. Все всё знают про нашего ребенка.

Только никто из тех, кто знает, не может сказать, почему он сейчас заплакал. Никто не может убедить младенца подождать еще полчасика, чтобы его покормили или взяли на ручки. Никто не может внятно объяснить ему, почему он лежит один в кроватке и мама его не берет, почему его пеленают, когда он хочет махать руками, почему его уталкивают в коляску и куда-то везут, когда он хочет полежать рядом с мамой, почему, когда он, как умеет, сообщает о своей проблеме, ему затыкают рот резиновой пустышкой.

Никто не знает ответов на все эти "почему". Несколько поколений не задумывались над этими вопросами и делали так, как было предписано. И никто не знает, как это отразилось на нас. Мы сами даже не знаем. Но не могло не отразиться.

Мои мама с папой до сих пор с ужасом вспоминают, как полтора года пытались заставить меня спать в кроватке хотя бы в течение пары часов подряд; как ходили по ночам по квартире, укачивая меня, как засыпали днем на ходу. А по-другому как? Ребенок должен спать в своей кроватке - и точка! По-другому нельзя, иначе он не будет соответствовать гордому званию советского младенца.

Когда мама пришла ко мне в гости и увидела нас с Петей, мирно спящих рядом, она прослезилась. И сказала: "Ну почему мне никто, никто не сказал, что можно положить тебя спать к себе в кровать? Почему никто даже не намекнул, что можно ночью кормить тебя грудью? Ведь тогда все бы спали!" И тогда было бы хорошо - я была бы более спокойной, мама с папой тоже, а так у меня полуторагодовой (!) стресс, у мамы с папой - комплекс неправильных родителей. Не слабо, да?

Все-таки это страшно, когда возникают стереотипы для людей. Особенно для детей. Ведь их было много не только для младенцев. И многие стереотипы живут до сих пор. Причем именно живут, потому что их встроили в сознание людей. Хорошо, что в настоящее время хотя бы отдельные люди для себя эти стереотипы рушат.

______________________

Это сообщение, наверное, будет одним из нескольких, которые мне хотелось бы написать про сложившиеся в нашем обществе стереотипы в сфере детства, материнства и женственности (темы близкие, их порой сложно разделить). Просто эти вопросы меня давно волнуют, надумала я по ним много чего, а где же еще выразить мысли, если не в своем блоге?

На всякий случай, сразу отмечу, что все мысли - мои собственные. Иногда навеянные какими-то другими статьями, книгами или мыслями других людей. Модели тоже все мои собственные. Выводы тоже. Я не претендую на историческую достоверность, социальную значимость и  истинность своих моделей, размышлений и выводов. Я просто высказываю свои мысли по волнующим меня вопросам. Любой вправе со мной в чем-то не согласиться. Но и я вправе не менять своего мнения.

11 комментариев:

  1. Марина, не могу не согласиться. Спала с сыном, кормила, когда захочет, в том числе и по ночам, с рук не снимала (вернее, из слинга не вынимала) и что такое плач младенца не особо знаю...Пустышка в доме была, да, пару раз даже Макс ее брал.

    Стандартизированными людьми легче управлять. К чему отвечать на вопросы "Почему"?, если можно просто командовать "Надо так".

    А комлекс направильных родителей у меня все равно есть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Комплекс неправильных родителей зарабатывают обычно те родители, которые объективно являются правильными, а именно, желают добра своему ребенку. Те, кто на самом деле не задумывается об этом (а детей таких родителей я могла наблюдать в больнице - они с ними просто не лежали), неправильными себя не считают. Но это отдельная тема для обсуждения, конечно. И наверное, неплохо бы обсуждать ее с грамотными психологами.

      А насчет того, что управлять стандартизированными людьми лечге - это точно. Для этого-то их и создают. И сейчас создают, только стандарты другие. И вопросы "Почему" и "зачем" в стандарт тоже не входят. Я очень хорошо вижу это по своим студентам, к сожалению.

      Но не все так плохо :) Много думающих людей разных возрастов, и это радует очень.

      Удалить
    2. Не знаю, Мариночка, не знаю.
      сегодня я так кричала, что сорвала себе голос. Нет, конечно, я кричала не на сына, я ушла в другую комнату, залезла под одеяло и кричала в подушку, чтобы меня никто не слышал. Но кричала -то я из-за него.
      Наверное, хорошая мама так не реагировала бы на капризы ребенка, но я так устала от вечных "вот это хочу, вот это не хочу, вот это буду, вот то не буду"

      Удалить
  2. моей дочке (третий ребенок) 1, 5 года...кормлю грудью раз по 10-12...причем не просто почмокать, а хорошо так покушать...хотя и "общечеловеческую" еду она ест....к горшку не приучена...хотя видимо понимает к чему сей девайс...но не просится....да и не надо...придет ее время....
    мой старший сын был выращен под влиянием "советских" стандартов...в три месяца переведен ни бутылочку ((((...потому, что мне 19-летней зеленке мама сказала, что "у тебя молоко смотри синее...оно же пустое..ребенок голодный.." и с соской мой старший сын ходил до полутора лет...и спать заставляла в кровати, качая на руках по пол-ночи...и соки с трех месяцев...и "пусть растет самостоятельным"....теперь смотрю на 14 летнего подростка и понимаю - недолюбила!!!!!! а ему сейчас НЕ НАДО....ему не до моих обнимашек и поцелуев....
    второй сыночек спал под боком , до 1,4 года кормила грудью, носила на руках и в слинге...потом сам перешел спокойно спать один...рядом с нашей кроватью, но в своей...соску выплюнул в 4 мес и все....
    вот трое детей...ВСЕ разные...у всех свои запросы на комфорт

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, согласна - ВСЕ дети разные. У меня тоже двое совершенно непохожих друг на друга ребенка. И у каждого СВОИ потребности.

      И я очень, очень благодарна своему старшему сыну за его повышенные требования! За то, что не он не уставал требовать моих рук, моей груди, моего внимания! Именно это привело меня к пониманию этой важной вещи - нельзя подогнать детей (и людей в целом) под какой-то стандарт. Каждый уникален, и требует уникального подхода. Насколько же проще мне было с младшим сыном - не потому, что я все умела (хотя это тоже сыграло свою роль), а потому, что я с самого начала относилась к вопросам ухода за ним и отношениям с ним совсем по-другому. Спасибо тебе, сыночек мой любимый!

      Удалить
  3. Марина, спасибо , прочитала и так оно и было .Я всегда говорю мама по природе знает что нужно ее ребенку , ведь все они разные , это подтвердилось когда появился второй ребенок абсолютно не похожий на своего родного старшего брата, тогда как можно всех ровнять.Браво очень интересная статья.

    ОтветитьУдалить
  4. Марина, по-моему очень категорично))) всегда были люди, не соотвествующеи стандартам))Моя мама, например, в начале 80-х наплевала на кормление по часам и сон в кроватке, и многие другие вещи. И мне говорила, когда родилась моя старшая: смотри только на нее, слушай сердце, все дети разные (несколько раз повторяла, видимо после родов я производила впечателние дурковатости))))И педиатры мне встречаются нормальные, которые за ГВ и совместный сон, против пеленания и других жутких вещей)) Я вот читаю и понимаю, что вся эта статья - вообще не про меня и мою окружающую жизь, как фантастика.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хотя от комплексов никто не застрахован, ага)) Я иногда комплексую, что не могу 2 час подряд играть в доктора или повара, сил не хватает)))

      Удалить
    2. Я и не пишу, что так было у всех. Я тоже знаю людей возраста моих родителей, кто даже в чем-то вроде слинга детей носил. Я говорю о системе, которая была создана и повлияла на БОЛЬШИНСТВО. И продолжает влиять. И продолжают находиться люди, которые не ведутся на "так надо", а начинают задавать вопросы "почему" и "зачем". И хорошо, что сейчас их все больше и больше, по крайней мере, в вопросах, касающихся детей :)

      Удалить
  5. А мне нравились стандарты в школе. Даже та же форма. Вы видели сегодняшних старшеклассников? особенно девочек. Нет, дам.. Такие себе красавицы в мини-юбках-поясах и на шпильках.. Я за стандартизацию в школах. Пусть не наши школьные платья, а хотя бы за деловой стиль, обувь нормальную и макияж на лице попроще.
    Я за стандартизацию в образовании. Чтобы как раньше. Окончил институт -тебя отправили на работу. А ты не был с дипломом на пороге центра занятости. Многие ведь так и начинали свою трудовую деятельность.
    А как раньше в школе было? Сколько разговаривали с детьми о дружбе, о ценностях семейных и даже государственных. Всем классом помогали отстающим.. А сейчас? В большинстве своем никому наши дети не нужны. А если ещё и родители с утра до ночи на работе, то вообще пиши пропало. Я даже за народные дружины, и за запрет курения и распития спиртных напитков на улице.. Раньше я не помню такого..
    Наверное я влезла дальше уже.. Но я не столь категорична в суждениях, что индивидуальность-это класс, а вот стандартизация - это зло.. Не все было плохо в той системе. были и плюсы. По крайней мере километровых очередей в сады и школы точно не было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я не категорична. Я затрагиваю лишь один аспект подхода к детям. Я его даже обозначила - модель советского человека (младенца в частности). И я говорю о стандартизации ЛИЧНОСТИ, попытке всех сделать одинаковыми во всех (в личностном и физическом плане). А Вы говорите о стандартизации некоторых социально-экономических аспектов, это несколько другой вопрос. В нем я в целом с Вами согласна.

      Я не пытаюсь дать оценку (страюсь, по крайней мере от нее воздержаться), я пытаюсь проанализировать те советы, которые сыплются на современных молодых мам со всех сторон, выявить причины возникновения тех или иных подходов к детям. Все равно то, что было, уже не изменишь, можно только учесть все это, принимая решения в настоящем.

      А про высшее образование и частично школьное я тоже как-нибудь напишу - зря я что ли работаю в этой системе? :)

      Удалить